Страницы

вторник, 5 апреля 2011 г.

Обещеного неделю ждут! Часть 1.

  Возвращаясь к бурной культурной деятельности, расскажу Вам о своих последних мартовских выходных. Прошли они, как водиться, весело и с пользой!
 Часть 1. Суббота: В этот день мы с Дашей поехали в ЛОФТ Проект "Этажи" на лекцию "Уважаемый Устрашающий зритель". Это событие я решила посетить по двум причинам: во-первых тема дискуссии была мне очень интересна - "как привлечь посетителя на мероприятие? как его заинтересовать?", а во-вторых главной героиней вечера была Анны-Кайсы Растенбергер, главный куратор Финского Музея фотографии.
   В 17:45 мы заняли места в первом ряду и погрузились в мир искусства на 2,5 часа полностью. Лекция проходила на двух язык - английском и русском, так что можно было потренироваться в искусстве общение на другом языке. Анна-Кайсы рассказала о своих трех главных проекта за последнее время, и конечно же о себе и финском музеи фотографии.
  Главные куратор музея фотографии Анна являет уже около 2 лет, из 15 которые она занимается искусством в целом. "Я всегда думаю, когда собираю коллекцию, кто придет на нее посмотреть? - это главный вопрос, который я задаю себе" - сказала она. Для того чтобы выставлять современное искусство нужно понимать его, разбираться в нем, а главное знать для кого оно создано.
   Она рассказала, и про то место, где сейчас работает. а скорее творит. Национальный музей фотографии находиться в Хельсинки в бывшем кабельном заводе компании Nokia. В этом месте он располагаться уже 20 лет, до этого такую же половину своей жизни не имел постоянного пространства. В коллекции музея насчитывается около 3,7 млн фотоматериалов, а постоянно следят за ней около 14 человек. Такая большая коллекция собралась здесь. благодаря пожертвованиями финнов своих семейных альбомов, архивных фотодокументов и многое другое. Сейчас тоже могут взять ваши фотографии, но при условии что вы сами сделаете каталог коллекции (так что, если кто желает отсылайте свои работы).
  Но вернемся к ее работе, как куратора, и к теме нашей лекции. Первый проект. с которым нас познакомила Анна, была ее работа  "Алиса в стране чудес". Этот фото-проект состоялся в рамках проекта "Турку - культурная столица Европы 2011" (еще сильнее захотела посетить, этот чудный город. кто со мной?).
 
    Итак, "Алиса в стране чудес" - это 32 работы финских и иностранных художников. Выставка граничит между реальностью и фантастикой. Это экспозиция затрагивает тему "Какую роль играет женщина в искусстве?", и она не слишком популярна в Финляндии , но "Это и есть задача искусства обращать внимание на то, что не обращают другие" - комментирует Анна-Кайсы. Акцент направлен на женский образ 60-70-х годов представленный в  современном мире. Кураторы проекта хотели отойти от политического аспектов в тематике, и окунулись в романтику. Поиски работ показали им, что не все девушки хотят быть женщинами, а хотят всегда быть девочками. Так и получилось, что без политической прослойки не как не обойтись. Уклон есть на феминистическое движение, где женщины пытаюсь наоборот показать, что они на ровне с мужчинами, раздувая при этом большой скандал из личной проблемы.
  Но как донести нашу мысли до посетителей? С помощью простого медиа-языка. Наша выставка начинается с милых и добрых работ, и постепенно переходит в более сложные проекты. Один из таких примеров являются фотографии американского художника, на которых запечатлены девушки. Эти девушки запечатлены в момент, когда они находясь в своей комнате и фотографируют сами себя для интернета. Наверняка, многие из вас ежедневно встречают подобного рода фотографии. Конечно, мы видим нереальный миг жизни героинь, ведь никого в комнате, кроме нее, нет. Возникает вопрос: зачем они это делают - привлечь внимание, отомстить бывшему-парню, или парень так обходится с девушкой, выкладывая фотографии для личного просмотра?
   Интересна и другая работа. Фотография состоит из сто более маленьких, на которых изображены люди. Условием этого проекта являлось, что если тебе фотографируют, то ты сам выбираешь фотографию, которая попадет в коллаж и должен сам сфотографировать другого человека. Удивило, автора этой идеи, то что те фотографии, которые по его мнению выберет участник, он никогда не выбирал. Почему? Потому что, мы видим себя совсем иначе, чем окружающие нас люди.
    В зале можно посмотреть не только фотоработы, но и видео-арт. Идея заключается в том, что в каждом из нас живет ребенок, иногда он не показывается наружу, а когда то выходит. Но он есть у каждого из нас. Видео начинает транслировать, как только вы подходите к стене. На ней отражается ваша тень, а в тени танцует маленькая девочка. Вы можете, как начать танцевать с ней, так и отойти вновь спрятав ее.
   Фишкой проекта стала специальная услуга "Разговор с автором". Зритель подходил к картине осматривал ее, а позже мог набрать со своего мобильного номер, который указывался рядом. Посетитель мог услышать комментарии самого фотографа. Узнать, что именно закладывал в работу мастер, и попробовать сравнить со своим мнением. Очень хорошим примером является проект одной девушки. Она была знакома с женщиной, которая однажды в детстве сфотографировалась на одном из небоскребов Нью-Йорка, и сейчас хотела бы повторить это мгновение. Художница очень долго общалась с женщиной, узнавая ее, и в конце все же осуществила ее мечту.
  Второй большой проект Анны, стала выставка-перфоманс "Пара белых перчаток". 40 лет назад никому из персонала лаборатории, где хранятся фотографии, не пришла в голову мысль, прежде чем зайти внутрь одеть белый халат, перчатки и респиратор. Сейчас это норма. В этом состояла задумка мероприятия. В настоящее время не все зрители могут отличить подлинный этот снимок, или новая печатка старого. Многие авторы не хотят показывать винтажные работы, им не нравиться то цвет, то фон, то контраст. Или же они хотят выдать снимки за современное искусство. Специально для этого мы придумали, такую вещь. Отпечатывали продукцию. которую желает видеть автор, а рядом с работой выставляли ее оригинал. Таким образом, мы не обманывали своих посетителей и предоставляли им право выбора.
   "Близницы" - это фотовыставка маленьких детей, на которых трудно определить их пол. Проект показывает, что мы сами можем поставить себя как захотим. Можем поиграть в игру "Угадай, кто я сегодня?", ведь именно мы, а не общество определяет нас. Хотя если, человек не хочет делать выбор сам, за него это сделает кто-то другой.
   Еще одну интересную деталь, рассказала нам Анна-Кайсы. В их музеи существует такая практика "Преследование людей в галереи".  "Перед тем как показать выставку публики, мы всегда определяем нашу целевую аудиторию. И когда она к нам приходит, за ней вслед устремляется специальный человек, который на своем плане выставки отмечает к каким картинам подходил посетитель, как долго стоял у них, возвращался ли, или что то пропускал?" - поделилась куратор музея фотографии Финляндии.
  После лекции, каждый из присутствующих мог задать вопросы. Вот некоторые из них:
 - Направляете ли Вы своих посетителей по выставки с помощью, каких либо "стрелочек. стенок" и так далее? (на примере магазина "Икея")
 - Нет, мы этого не делает. Это не наша задача.
 - Как вы думаете, как правильнее подходить к работе. Сначало прочитать аннотацию и посмотреть, или же наоборот?
- Для каждого этот процесс индивидуален. Но многие авторы считают, что если человек посмотрел работы и не понял ее, то эта плохая работа.

 - Если ли у вас какие то критерии, по которым Вы оцениваете работу автора. или же воообще весь проект?
- Нет, у меня нет каких-то определенных критериев. Я полагаюсь на свой вкус.

- Бывает такое. что личные принципы или ощущения, не дают возможности пройти проекту в залы музея?
- Да, бывает. Я вообще считаю, что не все известные авторы должны получать столько внимания.
Свои вопросы задала и я:
- Что рождается первым - концепция выставки или выбор работ?
- Я иду от работ. Потому что, на мой взгляд, это правильнее. Нельзя придумать идею, а потом пытаться вписать в ее рамки работы авторов. Наверно именно из за этого больше люблю сольные проекты авторов.
- Какими чертами на ваш взгляд должен обладать хороший куратор?
- Таких рамок нет, да и считаю их лишнем. Хотя в данный момент финский профсоюз куратор продвигает какой-то идеал, но считаю что это не совсем верно. Куратор должен уметь выслушивать мастер, а не навязывать свое мнение. Автор намного лучше понимает и представляет как должны быть представлены его работы. Многие кураторы стремятся создать себе определенный стиль, это неверно. Ведь главный на выставке не куратор, а художник. И именно его стиль должен видеть посетитель, а не ваш.
  
  Так лекция подошла к своему логическому концу. Мы с Дашей включились в реальность, и поехали домой бурно обсуждая, услышанное.
  Информация о следующих лекция тут: http://nphe.ru/

2 комментария:

  1. Очень интересно про близнецов! И про фотографирование друг друга- то,что мы видим себя по-другому. Это и видно, когда фотографии себя не нравятся только одному тебе,а всем остальным-да))

    ОтветитьУдалить
  2. Да, я тоже часто замечаю, что там где я себе нравлюсь, другим не нравиться мое изображение и наоборот.

    ОтветитьУдалить