Страницы

суббота, 23 апреля 2011 г.

Приключения испанца в России

   Имя Начо Дуато давно всем известно, во многих театрах мира показывают его постановки. Теперь и  Россия сможет узнать его поближе, прочувствовать испанскую страсть на сцене через танец и понять, почему он решил переехать из солнечной Испании в Северную Венецию.
   Я долго ждала, когда смогу увидеть своими глаза постановки этого гения современного балета. Билеты на первые дни показа были распроданы еще за долго до начала весны. Конечно многих останавливал ценник на билеты, но настоящий ценители искусства просто не простили бы себе упущенную возможность увидеть его творения на сцене Михайловского театра. Еще бы соединение классического и современного балета его конек. Спустя пару недель уговоров, заветный билет был у меня в руках.
  Итальянская улица, по которой пролегал мой путь, насыщена различными культурными местами - театра им. В.Ф. Комиссаржевской, театр музыкальной комедии и большой зал академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Когда я стуча каблуками по брусчатки проходила там, люди только собирались у дверей храмов искусства и ждали начала представления. Я не могла сдержать улыбки, ведь приятно осознавать, что вечер пятницы люди проводят не только дома перед телевизором, но и в театрах. Вход в мой театр был так же заполонен людьми.
   Три звонка отыграли. Свет погас. Прозвучали первые аплодисменты. Шоу началось. Первую постановку которую увидел зал была "Without Worlds" ("Без слов"). Почему спектаклю дали такое название, в чем его смысл становиться ясно с первых секунд начала действия. В этом балете нет персонажей, есть только реальные люди рассказывающие историю своей любви. Перед нами раскрываются чувства четырех пар, танец каждой пары - это их судьба, их боль,обида, счастье и радость. Усиление эмоций происходит за счет великолепно подобранной музыки - шесть шубертовских песен. Как и танец, песни без слов, вместо них партии рояля и виолончели. Телесного цвета  костюмы так же играют ключевую роль, они делают героев более открытыми и искренними перед зрителями. Декорациями служит сцена обитая черным сукном и экран, на котором по мере смены пар происходит показ фотографий участников во время исполнения партий. Такой эффект в балете я видела в первые, и была очень рада. Это смотрелось эффектно. Особенностью постановки можно назвать выход артистов на сцены - они выкатывались. Что это находка Дуато? Не знаю, но такой поворот событий удивлял многих посетителей. Зал громко аплодировал и кричал "Браво" - российская премьера удалась!
    После небольшого антракта зрители стали возвращаться в роскошный зал Михайловского театра. Партер был полностью заполнен зрителями. Был полный аншлаг. Вторая российская премьера - балет "Duende" ("Дуенде"). Источником вдохновения для этой постановки послужила музыка композитора Клода Дебюсси. Во время действия так и тянет хоть на минуту закрыть глаза и просто насладиться чудесной музыкой. По словам самого балетмейстера "Дуэнде" - почти скульптурное произведение, это тело, которое идет вслед за мелодией". И вправду, спектакль построен на немыслимых поддержках, не свойственных движениях для балета. Особенно вначале режет взгляд не натянутый носок. Он буквально по всюду, возможно это эдакий авторский почерк Начо Дуато, или же современная трактовка балета. В любом случае смотрится оригинально. Меня особенно поразило выступление трех юношей. Они  двигались по сцене быстро, их движения были четкими и невероятно выразительными. Танец увлекал за собой, вот в чем сила искусства.
    Антракт прошел не заметно. Люди были в предвкушении третьего спектакля  - мировой премьеры. Любовный треугольник главный лейтмотив постановки. Черные трико и алые бархатные платья; резкость движений и струящийся подол платье; хоровое пение и звук колоколов - создают вакуумную атмосферу в зале, от которой бросает в дрожь. Это первый балет Начо Дуато где есть главная героиня, в исполнении прекрасной примы театра Екатериной Борченковой.Ее пластика поражает воображение, движения выверены и легки. Она словно парит над полом. Сила притяжения перестает действовать, когда она танцует. Эпопей действия становится смерть. Здесь сценический образ Борченковой сравним с образом Катерины, героини произведения Островского "Гроза". Любовь для обеих оборачивается болью и разочарованием. Зал аплодировал стоя!
   Балет всегда оставлял в моей душе неизгладимое впечатление легкости и изысканности. Но после постановок Начо Дуато хочется просто парить. Хочется начать танцевать прямо в проходе партера. Хочется владеть своим телом, так же искусно, как это делают балерины.
  Увидеть постановки можно 21 мая, 14 и 15 июня, 16 и 17 июля в Михайловском театре.