Страницы

вторник, 24 мая 2011 г.

Спасибо Клио и Каллиопе! за мою творческую работу по отечественной истории.

  Читали ли вы книги по отечественной истории когда учились в школе? Не знаю, как вы, но я нет. Мне казалось, что там написано слишком сложно и непонятно. Одни даты, имена и войны. Зато смотреть на картины с историческим сюжетом я любила, поэтому и сходила в Русский музей на выставку «Избранники Клио: Герои и злодеи русской истории».
Организаторы подбирали нужные предметы искусства в течении трех лет. Неудивительно, ведь она занимает 10 выставочных залов, это 2 этажа корпуса Бенуа. Такое количество собранных в одной тематике картин, скульптур и других видов искусства я не видела нигде. Для того чтобы уделить каждой картине хоть каплю времени, мне потребовалась несколько раз придти сюда, а точнее 4.  Все произведения были размещены в хронологическом порядке, что позволяет посетителям, продвигаясь вглубь выставочного пространства, отслеживать не только историю нашей страны, но и различные направления в искусстве.
    Первый зал был посвящен древнерусским героям – Рюрику, Олегу Вещему, Игорю Рюриковичу, Ольге  и другим первым правителям Руси. Но перед тем, как начать знакомство с представленными работами, зрителю предлагался к прочтению краткий справочный материал. Таблички с ним были размещены около каждого нового этапа страны или нового персонажа. Так же каждый экспонат сопровождался текстом с его историй написания, или же раскрытием событий, изображающихся в работе автора.
Второй зал – это Иван Грозный. С его личностью связанно много тайн. Большинство его судят и видят в нем отрицательного героя. Но нельзя забывать о его блестящих походах на Астрахань, в ходе которых в зависимость от царя попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи; при нем установились торговые связи с Англией. Он был не только завоевателем, но и очень образованным человеком. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. 
 Если вас попросят назвать пять самых значимых, по-вашему мнению, деятелей  отечественной истории, что вы ответите? Могу сказать точно, у большинства в списке окажется имя «Петр Великий». Но почему он? Наверно потому, что именно этот человек изменил Россию, ее нрав и уклад, ее стиль жизни. Он не побоялся повернуть все на 180 градусов и начать ровняться на Европу. Но можно ли считать его только положительным героем? Или все же он был деспотом? На эти вопросы мы вряд ли найдем однозначный ответ, но можем поразмышлять над ними в третьем зале выставки. Через призму искусства человек всегда выглядит более доступным и открытым. На полотне «Пётр I допрашивает царевича Алексея» кисти Николая Ге мы видим Петра суровым и жестким, но при этом понимаем его гнев на цесаревича (Алексей Петрович осуждал преобразования своего отца, а в конце концов бежал в Вену, где искал поддержки в низвержения Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу). Петр хорошо понимает, что грозит Алексею, но ничего не может сделать для его спасения (5 июля 1718 года  Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею). Рассматривая картину Лагорио «На берегу пустынных волн» мы видим уже другого Петра – расслабленного, спокойного, но все равно внутренне собранного и готового в любой момент отражать атаку противника. Этот человек жил более 300 лет назад, тогда было другое время и другие нравы, но он изменил Россию навсегда.   
 
 В четвертом и пятом залах так же располагались произведения посвященные другим императорам и императрицам России и событиям тех эпох. Запоминающимися картиной можно назвать "Суд Пугачева" Василия Перова. Это произведение полностью отражает сюжет знаменитого романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Здесь мы видим и трусливого офицера Швабрина, целующего руку Пугачеву, и храбрую комендантшу Василису Егоровну, укрывшей у себя на груди плачущую девушку.
Видим мы в картинах и отражение эпохи Павла Первого. На фоне Инженерного (Михайловского) замка проходит тренировка построения войск. Произведение А. Бенуа "Парад при Павле I" показательная – здесь отчетливо проявляется личность Павла. Его скрытность, собранность и постоянный контроль над всем происходящим вокруг. Павла нередко обвиняли в мальчишестве, но, не смотря на это, его правление было крайне жестким, происходил постоянный контроль за жизнь поданных со всех сторон.
 Мне всегда симпатизировала личность Кутузова. В нем сочетался ум, хитрость, боевая стойкость, умение вести войну и непоколебимая уверенность в своих силах. Все эти качества показывают в своих работах такие художники, как Кившенко "Военный совет в Филях", где Михаил Илларионович единолично принимает решение сдавать Москву, или Ульянов "Лористон в ставке Кутузова", где Михаил Илларионович отказывается закончить миром войну с французами в 1812 году. 
 
Не упустили из виду организаторы выставки и героический эпизод, запечатленный на картине Бабаева "Подвиг гренадера Леонтия Коренного". Свой подвиг, прославивший его в двух армиях, русской и французской, гренадер Леонтий Коренной совершил 4 октября 1813 года в ходе знаменитого сражения под Лейпцигом, названного «битвой народов». Атакующий батальон оказался отрезанным от основных сил и вынужден был сражаться в полуокружении, прижатым к высокой каменной стене. Многие солдаты и большинство офицеров были ранены и не могли самостоятельно под огнем неприятеля преодолеть стену. Тогда Коренной помог перебраться через стену раненому командиру батальона и нескольким офицерам, а затем с горсткой солдат стал прикрывать отступление сослуживцев. Вскоре в живых остался он один. Патроны кончились, и солдат отбивался от наседавших французов штыком и прикладом. Французы не стали добивать тяжело раненого солдата, а отнесли его на перевязочный пункт. Об удивительной стойкости русского солдата узнал Наполеон. И поступил он весьма непредсказуемо - приказал подготовить о подвиге русского гренадера Коренного приказ по войскам, в котором называл русского гвардейца героем, образцом для подражания и примером для французских солдат. Когда Коренной выздоровел, то был сопровожден французами до русских постов и вернулся в свой полк. Разумеется, о подвиге солдата узнал и наш император. Героя произвели в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили полковым знаменосцем. А от императора ему была пожалована особая персональная серебряная медаль для ношения на шее с лаконичной надписью «За любовь к Отечеству», носить которую полагалось на шее - как высшие ордена Российской империи.
Выставка показывает нам прошлое, чтобы мы могли понять будущее. Поэтому посетители могли увидеть в одном из залов небольшую коллекцию картин посвященные писателям нашей страны. Особенно запомнилась картина Ульянова «А.С.Пушкин и Н.Н.Пушкина перед зеркалом на придворном балу». Художник очень хорошо выразил чувства, которые испытывал Александр Сергеевич к придворным балам. Он не любил их и всячески старался их избегать, хотя многие считают наоборот. Пушкин с 1834 года был обязан посещать все торжественные вечера в связи со своим званием камер-юнкера, которое его очень раздражало (из дневниковых записей А.С. Пушкина: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но Двору хотелось, чтобы N. N. [Наталья Николаевна] танцевала в Аничкове»).
После литературного зала можно было заметить, что в следующем пространстве преобладает красный цвет. Что сразу же вызывает ассоциации с Лениным и Сталиным, так и есть. Следующий седьмой зал был посвящен началу 20 века. Но перед тем как начинать знакомство с эпохой Советской России, подведем итоги всего государства с начала его основания. Таким обобщением является картина «Три века эпохи России». На картине изображены три главных человека в отечественной истории – князь Владимира, император Петр Первый и император Александр Второй. Первый – крестил Русь, второй – повернул Российскую империю на Европу, третий – сделал Россию свободной. Поэтому у произведения есть другое название «Христианство. Цивилизация. Свобода».
Но возвращая взгляд на красный цвет стен, посетитель начинает понимать, что вот Российской империи больше нет, есть только новая Советская Россия. Следующие три зала полностью посвящены революциям, Ленину, Сталину и другим героям той эпохи. Лично для меня эта эпоха всегда казалось слишком жесткой и кровавой. Поэтому я старалась избегать ее как в учебнике по истории, так и в искусстве. Но на выставке настолько правильно представили то время, что ты невольно начинаешь изучать произведения, посвященные тем событиям.
Больше всего мое внимание привлекло произведение Рылова Аркадия Александровича «Ленин в Разливе». Оно повторяет сюжет и даже эмоции, на мой взгляд, картины  «На берегу пустынных волн» Лагорио. Только здесь главным персонажем является Владимир Ильич. Художник изображает закат на Разливе, но, несмотря на яркие краски от солнца, чувствуется какая та тревога и волнение в природе. Дует ветер, обстановка становиться нагнетающей, но взглянув на выражения лица главного героя, приходит спокойствие и уверенность. Это великолепное противопоставление делает полотно завораживающим.
Последний зал показал зрителям таких легендарных личностей, как Леонид Брежнев и Юрий Гагарин. Приятно было увидеть и фотографии, использованные в передаче образа первого космонавта, побывавшего в космосе. В конце выставки можно было увидеть небольшую инсталляцию, которая представляет собой большое количество телевизионных эфиров. Как все могли догадаться, это наш век. Век технологий, век будущего, век в котором мы живем.
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем», - писал В.Г. Белинский. Эта фраза может служить лейтмотивом экспозиции в Русском музее. Считаю это мероприятие очень важным в современной культуре, оно нам дает пищу для размышлений, заставляет задуматься. После посещения очень хочется наконец-то прочесть или перечитать учебник истории, или же глубже изучить тронувшую тему. Выставка создает всеобъемлющий образ Руси, затем Российской Империи, потом Советской России, СССР и даже Российской Федерации. Вот так легко с помощью картины ты становишься свидетелем всей истории страны. Ты, так же, как и Ольга мстишь за смерть мужа древлянам, участвуешь в Швейцарском походе Александра Суворова 1799 года, или же ползешь по заснеженному полю во время Великой Отечественной войны 1941-1945 года.
 Надеюсь, что спустя новый век такая выставка появиться вновь. Покажет миру новых персонажей России. Возможно, героем будет один из моих друзей, или я сама? Сейчас это неизвестно, но все в наших руках. Ведь мы делаем мир таким, каким хотим его видеть.